Как сэкономить 8000 Евро в год?
Если автопоезд эксплуатируется с правильно отрегулированными углами установки колес, правильными шинами и давлением воздуха в них, ежегодные расходы на топливо снижаются на 8 тыс. евро. Такой результат был продемонстрирован в ходе совместного испытания, проведенного компаниями Мишлен и Volvo Trucks.
Изучение проблемы
На одну треть эксплуатационные расходы грузовика состоят из расходов на топливо. Предположим, что средний европейский магистральный грузовик преодолевает 160 тыс. км в год и потребляет 30 литров дизельного топлива на 100 км пути по усредненной европейской цене в 1,1 евро за литр. В этом случае расходы на топливо составляют более 50 тыс. евро. К счастью, для существенного сокращения этого вида издержек не требуется научная революция.
«Посещая наших клиентов, мы отмечаем неравномерный износ шин на грузовиках и прицепах. А это служит явным признаком неправильной регулировки углов установки колес», – говорит Арне-Хельге Андреассен, региональный менеджер по шинам и регулировке углов установки колес из отдела послепродажного обслуживания компании Volvo Trucks.
Известно, что две трети европейских автопоездов эксплуатируются с неправильной регулировкой углов установки колес. В сочетании с использованием несоответствующего типа шин и неправильным давлением воздуха в шинах это приводит к существенному повышению расхода топлива.
Для получения фактических данных о факторах, влияющих на расход топлива, компания Volvo Trucks объединила усилия с шинной компанией Michelen. Широкомасштабное испытание провели в шведском городе Халлеред, где располагается испытательный полигон компании Volvo.
Испытания
В испытаниях участвовали два одинаковых грузовых автомобиля Volvo FH с колесной формулой 4×2 с 13-литровыми двигателями мощностью 500 л.с., соответствующими стандарту Euro 5, и трехосными, полностью загруженными прицепами с кузовом фургон. Полная масса каждого автопоезда составляла 40 тонн. В течение двух недель грузовики подвергались разнообразным испытаниям. Один из грузовиков испытывался с различными неправильными регулировками углов установки колес.
«Если заднее колесо прицепа направлено в сторону обочины, передняя часть прицепа стремится к середине дороги. В результате прицеп двигается вперед в диагональном положении, действуя как большой парус и захватывая поток воздуха. Взгляните на дороги и увидите множество автопоездов, которые перемещаются в диагональном положении, – говорит Пер Нильсон из компании TruckCam, которая обеспечивала испытания измерительным калибровочным оборудованием. – Например, оба передних колеса должны быть отрегулированы с 1-миллиметровым схождением, т.е. они должны быть направлены слегка внутрь. По мере набора скорости до 80 км/ч колеса смещаются наружу и оказываются параллельными друг другу».
Кроме того, на автопоезд устанавливались различные шины и давление воздуха в них доводилось до различного уровня. Второй автопоезд служил эталонным автомобилем – его эксплуатация происходила с оптимальной регулировкой углов установки колес.
«Одна треть расхода топлива приходится на преодоление сопротивления качению шин. Использование соответствующих шин приобретает первостепенное значение. Не менее важной является проверка давления воздуха в шинах, которое оказывает существенное влияние на расход топлива», – говорит Жак де Джианкомони, технический менеджер компании Michelen.
Грузовые автомобили оснастили не только указателями расхода топлива, но и специальным оборудованием, измеряющим точную скорость, износ шин, давление воздуха в шинах, сопротивление качению и прочие параметры. Чтобы максимально повысить точность испытаний, перед каждым испытательным циклом специалисты ездили по трассе в течение часа, прогревая двигатель, коробку передач и задние оси.
Итог
Общий пробег во время испытательных циклов составил более 1 тыс. км. Согласно анализу обширной информации разница в расходе топлива грузовиков, отличающихся регулировкой углов установки колес и шинами, может доходить до 14,5 процента. Выбор правильных шин позволяет снизить расход топлива на 11 процентов, правильное давление воздуха в шинах – на 1 процент, правильная регулировка углов установки колес – на 2,5 процента. Другими словами, расход топлива некоторыми грузовыми автомобилями можно снизить почти на 15 процентов. При указанных выше условиях в денежном выражении ежегодная экономия может составить 8 тыс. евро на один грузовик.
На заметку: не стоит забывать, что производители закладывают в шину многократный ресурс, поэтому экономически-выгодно пользоваться сервисами по наварке грузовых шин. Это выгодно и экологично.
все статьи